Вторник, 24.12.2024, 21:46
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2333
Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Главная » 2019 » Февраль » 4 » Просто куклы… или наркотики - субкультуры - секты - экстремизм - терроризм...
14:35
Просто куклы… или наркотики - субкультуры - секты - экстремизм - терроризм...

В настоящее время с учетом нарастающего уровня алкоголизации и наркотизации подрастающего поколения россиян, вовлечения их в деструктивные интернет-сообщества и агрессивные субкультуры экстремистской направленности, все более актуальным становится вопрос формирования единой концепции профилактики девиантного поведения детей и подростков, исходя из принципов комплексного методологического подхода, определяющего любое наркологическое расстройство, будь то химическая аддикция (алкоголизм, наркомания, токсикомания), либо нехимическая аддикция (игромания, лудомания, зависимость от социальных сетей, сетевых компьютерных игр и т.п.), как био-психо-социо-духовное расстройство личности.

Всемирное общество переживает уже не первый десяток лет серьезный глубинный духовно-нравственный кризис. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих современному массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. При этом, в противоположность прошлой культурно-образовательной и духовной традиции, жажда ощущения страстных переживаний человеком все больше и больше охватывает мир.

Один из наиболее объективных показателей, отражающих эту сферу - потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также уровень совершаемых преступлений, связанных с их незаконным оборотом. Достаточно взглянуть на показатели госпитализации наркозависимых с острыми психотическими расстройствами. Так, особое внимание из опубликованного в 2016 году филиалом ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» - Научно-исследовательским институтом наркологии статистического сборника «Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2014-2015 годах» [39], обращает следующий момент: «В 2009-2015 гг. наблюдается рост числа госпитализаций больных психозами, связанными с употреблением наркотиков: увеличилось как их абсолютное число (с 782 человек в 2009 г. до 6505 в 2015 г., т.е. более чем в 8 раз), так и относительный показатель (с 0,55 в 2009 г. до 4,4 на 100 тыс. населения в 2015 г.)». В большей своей части, как известно специалистам, психозы дает прием новых синтетических наркотиков типа «соли» и «спайсы».

Мощным стимулом к наращиванию антинаркотического потенциала государственных служб и усилению координации их деятельности явилось утверждение 9 июня 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подготовленной аппаратом Государственного антинаркотического комитета совместно с экспертным сообществом Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия). Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков. Раздел IV Стратегии «Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики» описывает механизмы реализации данного направления, которые в настоящее время признаны одними из основных в антинаркотической политике. Среди ключевых угроз в данном разделе документа обозначены в том числе следующие:

  1. Смещение личностных ориентиров в сторону потребительских ценностей;
  2. Недостаточно широкий для обеспечения занятости молодежи спектр предложений на рынке труда, низкие возможности трудоустройства;
  3. Недостаточно эффективная организация досуга детей, подростков и молодежи;
  4. Низкая доступность образования, особенно в сельской местности.

В отношении пунктов 2-4 необходимо отметить, что с 2009 года они остались все так же актуальны и злободневны. В первую очередь речь идет о «социальных лифтах» для молодых людей из удаленных от крупных населенных пунктов районов. Их отсутствие во многом предопределяет один из ключевых личностных кризисов - самоактуализации, самоопределения в выборе направления приложения собственных полученных в процессе учебы и жизни знаний, навыков и умений с наивысшим коэффициентом полезного действия для общества. И для себя. Но здесь речь идет о более старшей возрастной группе молодежи.

Как мы все прекрасно понимаем, во-первых, иммунитет должен быть не столько к потреблению наркотиков, сколько к девиантному, отклоняющемуся от нормы, или ближе к нашей теме - зависимому поведению. Что же это за поведение? В одном из своих интервью главный нарколог Сибирского федерального округа Андрей Анатольевич Лопатин очень точно и емко охарактеризовал его: «Подражание знаменитостям, заимствование примеров - самый простой путь компенсации собственной неполноценности. Но лишь на мгновение. И современный молодой человек - как правило, тяжелый невротик, инфантильный по своей сути, - включается в гонку, повторяя навязчивые действия снова и снова ... ... ... Материально они вроде бы здесь, но фактически отсутствуют. Такое расщепление, безусловно, серьезно отражается на психическом и физическом здоровье. Этими людьми очень удобно управлять, они послушны, не спорят, не возмущаются. У них хаос в голове, они размыты и не цельны, без стержня, без собственного "я". Отсутствует и понимание формирования некоего единства личности. Мужского начала и, соответственно, мужчины. Женского начала и, соответственно, женщины. Идет уплощение, попытки подогнать всех под один шаблон, когда люди одинаково думают, одинаково одеты. Посмотрите, как изменилась мода. Какие-то тапочки, узенькие брючки, куцые курточки и пиджачки... Не всегда с первого взгляда можно понять, кто перед вами - женщина или мужчина. Некий средний род. Такой человек легко вписывается в институт формирования зависимости. И легко меняет одну зависимость на другую». Таким образом мы подходим все ближе к такому понятию как аддиктивная, зависимая личность и аддиктивное, в русифицированном варианте - зависимое поведение.

Однако, сначала имеет смысл более подробно разобрать, каким же образом нашим детям закладывают искаженные стереотипы поведения. Те же гендерные, например - половые роли. Все начинается с раннего возраста. Личностный кризис, хотя мы его не замечаем, преподносится, к примеру, с первым подарком от любящих родителей маленькой дочке - с куклой «Барби». Как известно, кукла нужна девочке для того, чтобы она могла отыграть все моменты ухаживания за ребенком: кормление, пеленание, купание. Девочка куклу, баюкает, расчесывает, лечит, учит ходить, «как мама» катает в колясочке. Кукла - это образ малыша грудного возраста. С ним ребенок отыгрывает, сначала под присмотром родных, а потом уже и самостоятельно, самое важное - умение сохранить потомство. А в какие игры можно играть с «Барби»? Ведь она не грудничок, а взрослая девушка лет 18-25. Получается, что ребенок раздевает и одевает взрослую женщину, но не ребенка. И изучает жизнь взрослой женщины, но не ребенка. Для большей убедительности у «Барби» есть друг «Кен». И вот у ребенка возникает задача поиграть взрослыми куклами, во взрослые отношения. Таким образом «Барби», точнее, ее создатели («made in the USA», естественно) от материнского инстинкта переносят акцент внимания на «построение отношений», уже подсознательно закладывая именно такие роли совсем еще маленькой и впитывающей все «как губка» наивной девочке на перспективу. В итоге девочка не отыгрывает самую важную роль для себя - роль матери. Ведь этот механизм «включается» при игре с милым пупсом, действительно напоминающим младенца, которого необходимо пеленать и кормить. Таким вот образом внедряется искаженное представление девочки о себе и своей гендерной, половой роли.

Какой быть матерью, нежной, заботливой, любящей свое беспомощное ещё дитя ей будет очень сложно понять, прочувствовать рядом с оформленной пышногрудой пластиковой «эротической» куклой. Для которой обязательно нужны шикарные наряды, дом, убранство в нем, автомобиль и друг «Кен». Которому также нужна масса средств для обеспечения комфортной жизни. Жизни в роскоши. Это программирование начинается с детства на куклах и далее продолжается в подобных же мультипликационных фильмах и журналах о похождениях Барби, пропагандирующих то же самое. Особо на этом поле выделяется кинокомпания «Walt Disney», ежегодно выпускающая массу подобных мультсериалов и кинолент для детей и подростков. В них персонажи, считающиеся по сюжету положительными, демонстрируют крайнюю степень невоспитанности (кричат, швыряют вещи, бранятся, ведут себя развратно), но такие их действия преподносятся как «борьба за справедливость», «отстаивание своих убеждений», «свобода личности». Что формирует у зрителя-ребенка (если рядом с ним во время просмотра не присутствует взрослый адекватный человек) искаженные представления о норме и патологии тех или иных стереотипов поведения человека в обществе. Вот вам и, казалось бы, просто кукла Барби...

Другой пример из мира кукол, на котором уже воспитали одно поколение детей и продолжают воспитывать следующее, формируя будущий личностный кризис. Куклы из серии «Monsters High» («Школа монстров»), которые многие родители до сих пор считают вполне «безопасными» и даже «добрыми» и «симпатичными». Производители торговой марки уже не первый год расширяют ассортимент и выпускают огромное количество атрибутики с изображениями этих кукол: одежду, школьные принадлежности: ручки, тетради, ранцы, пеналы; аксессуары для кукол-монстров: домики, мебель, гробики, дневнички. Ну и конечно мультфильмы и журналы о похождениях этих с виду страшных кукол, но, как подсказывают создатели этой серии, очень добрых и борющихся с несправедливостью и злом в мире... Вряд ли найдется девочка 5-12 лет, которая не знала бы об этих «куклах». Глядя на одну из типовых игрушек данной серии, нетрудно себе представить, каким образом все они влияют на психику ребенка. Вопрос деструктивного воздействия стоит здесь чрезвычайно остро.

Однако, стоит все же более подробно остановиться на том, к чему приводит увлечение детьми данным торговым предложением. Для этого обратимся выборочно к комментариям А.С. Дубровой - коррекционного педагога с 14-летним стажем, из которых около восьми лет она имеет опыт работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. В своей статье «Мама, купи мне монстра» автор очень верно расставил все акценты. Цитаты выборочно: «Удовольствие от игры в памяти ребенка сольется с содержанием игры. Это означает, что в памяти вашей дочери прочно засядет ощущение: "быть мертвым - это интересно, это весело". Подобного рода информация может всплыть из памяти в любой момент. Если ребенок запомнил, что с удовольствием играл в смерть и это было не страшно и забавно, то, возможно, когда он столкнется с серьезными жизненными проблемами, самым естественным выходом для него станет суицид. Куклы-мертвецы отнимают у ребенка естественный страх смерти, ощущение границы, перед которой нужно остановиться. А значит, безопасное поведение ребенка будет под большим вопросом... Когда и как это ружье «выстрелит», никому не ведомо (прим. авт. - вспомним «группы смерти» и массовые суициды в первую очередь именно девочек). На это накладываем манеру персонажей "Monsters High" украшать себя: раскрашенные яркими полосами волосы или волосы неестественно розового, красного, фиолетового цвета, размалеванные лица, подчеркнуто кричащий макияж, пирсинг, множество сережек, навешенных на уши, огромное количество броских аксессуаров, татуировки на руках, лице и по всему телу, микро-юбочки, сетчатые колготочки, обтянутые округлости на груди, высоченные каблуки, одежда и прочие вещи в стиле самых дешевых проституток, густо усыпанные стразами. Помните? Моя кукла - это я. Вот что ваша дочь усвоит как эталон красоты... А если у куклы клыки? Значит, она может кусать. Следовательно, и я обладаю такой возможностью. Идем далее. Что еще есть у кукол-монстров? Кошачьи когти, уши и хвосты, рога, шрамы, грубые швы, торчащие из тела болты, голые черепа, паутина на теле, татуировки... Представьте себе: ваш ребенок постепенно впитывает в себя ощущение, что и он должен так выглядеть... Когти, клыки и рога - это символы агрессии, это возможность причинять вред тем, кто мне не нравится. Значит, я обладаю такой возможностью - делает незаметный вывод бессознательная часть личности вашего ребенка... куклы "Monsters High" воспитывают в детях агрессию и ощущение «я имею на это право». Закладываются не самые лучшие черты личности: вспыльчивость, злобность, мстительность, дерзость. Кого мы вырастим из этих детей? И пока ребенок играет с куклами "Monsters High", никакие самые мудрые и опытные педагоги своими беседами ничего сделать не смогут.

Потому что для ребенка кукла, по сравнению с педагогом, оказывается на первом месте... Вы включаете ребенку мультики "Monsters High" и не видите в этом ничего плохого? Отлично, послушайте, как они говорят: постоянно употребление слов "жутко", "смертельно", "монстрово" в сочетании со словами "красиво", "стильно» и "модно". Ваша девочка усвоит, что атрибутика смерти - это очень модно и стильно... Маленький ребенок закладывает в свой светлый внутренний мир смерть и темноту. Совершенно несложно представить, что вслед за этим он спокойно будет интересоваться соответствующей "культурой": "металлом", роком и подобной им музыкой, в которой воспеваются смерть, кровь, месть, гнев, ненависть, разрушение, убийства, симпатии к демонам и поклонение антихристу. А заодно употребляются маты и богохульства. Как вам это? Злоба и стремление к смерти - вот как можно обозначить всю "культуру", посвященную смерти... Вручая ребенку куклу "Monsters High", мы заранее готовим его к депрессивному мировоззрению, стремлению к смерти, антикультуре и восприятию злобы как проявления силы и самодостаточности. Если я злой, то я победитель - вот логика этого мира».

В 2015 году интернет-пространство взбудоражила одна статья просто мамы - неравнодушного человека, который описывает то, что вынес в заголовок: «Поколение женщин с искаженными ценностями». На своем собственном примере. Ее личностный кризис детства теперь срабатывает на ее детях. Цитата: «Наши родители не знали нас. Они не знали ничего о нашем внутреннем мире, о наших мечтах и стремлениях. Они реагировали только на плохое, потому что реагировать на хорошее у них не было времени. Мы тоже не знали их. Мы и не могли их узнать, потому что у нас не было времени на долгие задушевные разговоры, на летний отдых с палатками у реки, на совместные игры или чтение, на семейный поход в театр или парк по выходным... И так мы росли. Так мы взращивали в себе какие-то идеи и представления о будущем, о жизни, о жизненных целях. И в наших умах место для семьи было отведено очень незначительное. Как раз именно такое же, какое мы видели в наших семьях. Ведь чтобы долго возиться с ребенком, играть с ним, нужно любить это делать. Чтобы постоянно каждый день печь печенье и готовить много разнообразной еды, нужно любить это делать. Чтобы уделять время дому - украшать его, убирать, улучшать, создавать уютную атмосферу, нужно любить это делать. Чтобы хотеть жить целями и идеями мужа, переживать за него и его будущее, нужно... любить мужа, а не только себя рядом с ним. Все это прививает дочери мама. Она ее первый и самый главный учитель. Она указывает на жизненные ориентиры. Она учит любить... свою женскую миссию. Она объясняет о важности быть женой и матерью. Она учит любить. И если дочь практически не видела свою мать, а если и видела, то совсем не вдохновляющую на семейное счастье, то как ей самой обрести его?! Мы обречены были растерять свою чистоту и любовь, потому что нас учили только как сделать карьеру. Нас учили, что слово "успех" имеет значение только вне дома, только где-то в казенных стенах. А потом мы тихо плачем над разрушенным браком (которым по счету уже), над отчужденностью детей и каким-то странным ощущением, что кто-то когда-то нас обманул». Конец цитаты. Лучше и не объяснишь эту цепочку потерянных поколений, заплутавших в жизни и череде «недолюбленности», личностных кризисов своих и своих детей.

Во всей этой сложной системе механизмов вовлечения молодого поколения в потребительское легковесное отношение к жизни и своим родным без страха смерти и повреждения здоровья ключевое слово одно - гедонизм. Гедонизм (от др.-греч. «ἡδονή», «hedone» - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Он есть следствие секуляризации религиозного понимания человека как тримерии «тело-душа-дух», в результате чего телесность и связанные с ней потребности выступают на первый план. С психологической точки зрения культ потребления и доминанты гедонистических установок над социально желательными и одобряемыми - это компенсаторная деятельность духовно бедного индивида, реализующего через потребление свою свободу и свои творческие потенции как личности, ибо ни в какой иной форме сделать это он не в состоянии. Гедонистический подход к жизни целенаправленно прививается молодому человеку через средства массовой информации, фильмы, музыку, публикации в социальных сетях, газетах и журналах, даже во всплывающей неожиданно рекламе на странице учебного сайта. Высокий уровень расходов на навязывание этого определенного, обеспечивающего обеспечивает высокий уровень продаж потребительских товаров и услуг, стиля поведения такой оправдан. Он приносит сверхприбыль разнообразным коммерческим фирмам, компаниям и корпорациям.

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются и личность формируется в общении с другими людьми. Несовершеннолетний аддикт, ставший зависимым от психоактивных веществ, отстраняет себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции коммуникации, общения. Возникают взаимные трудности в процессе его совместной деятельности с другими людьми. Естественно, корни проблемы уходят в семью. Все первичные кризисы ребенка происходят именно здесь, поскольку семья - первый институт социализации ребенка с момента его рождения. В семье дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений. Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Именно в таких семьях наиболее высока вероятность появления и отягощения личностных рисков развития ребенка. Именно в таких семьях и формируется девиантная личность будущего наркопотребителя или хронического «сидельца» за компьютером в соцсетях, чатах и сетевых компьютерных играх, фаната деструктивной субкультуры или хронического адепта того или иного тоталитарного деструктивного культа.

Обратившись к официальной статистике, можно констатировать, что российская семья не меньше других социальных институтов в наши дни подверглась и продолжает подвергаться различного рода грубым деформациям. Данный факт вполне объясним с научной точки зрения, с точки зрения социальной психологии. Российское общество в целом как часть мирового сообщества, вовлеченного в глобализационные процессы, переживает глубочайший духовно-нравственный кризис. Наблюдаемые экспертами в России и мире процессы расслоения общества составляют основу кризиса социальной сферы, который может быть обозначен термином «аномия». Аномия (греч. «a» - отрицательная частица, «nomos» - закон) - социально-психологическое понятие, обозначающее любые виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества. Термин был предложен французским социологом и философом, основателем французской социологической школы Эмилем Дюркгеймом в 1897 году для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия и разочарование).

К примеру, родители еще в начале совместной жизни сделали ставку на материальную обеспеченность («мы должны жить не хуже других», «пусть ребенок будет один, но у него будет всё...», «чтобы достойно жить, надо много работать» и т.п.). В итоге, если оба родителя чаще всего были на работе, домой возвращались практически без сил, оставались ли у них ресурсы на личное неформальное общение с ребенком? Совершенно справедливо отмечает в одном из своих бесед с журналистами детский врач-психиатр наукограда Обнинск Е.Н Кулебякина: «Ведь это тоже колоссальный труд: участливо расспросить ребенка о событиях в школе и детском саду, выслушивать его бесконечную болтовню, не показывая, как она утомляет, не срываться на крик из-за пустяков, не использовать мелкие проступки ребенка, чтобы сорвать на нем накопившееся за день раздражение, прикрываясь "воспитанием", отказывать себе в удовольствии расслабиться в фитнесе, в болтовне с подругами, в бане с приятелями». В итоге, если приоритет ставился не в пользу ребенка, никакого взаимопонимания в семье при его взрослении не будет, родители не будут иметь для него должного авторитета. Тогда он найдет их на улице со всеми соответствующими последствиями для своего «благополучия». Снова взгляд того же детского психиатра на проблему: «Физический уход из дома или уход в компьютер означают, что ребенку некомфортно дома в семейной атмосфере. Значит, члены семьи друг другу чужие - нет взаимного неформального интереса к событиям прожитого дня. Слова "я спрашиваю, а он не говорит, отделывается формальными фразами" свидетельствуют лишь о том, что в раннем детстве была утрачена душевная связь между родителями и ребенком. Это относится к психически здоровым детям, которые во всех других сферах жизни вполне адекватны». Таковы последствия гипоопеки со стороны родителей - невнимательного отношения к жизни, взрослению ребенка. Как результат - спровоцированный семьей его личностный кризис.

Другой вариант создания предпосылок для будущего личностного кризиса в дисфункциональной семье ребенка - гиперопека. Она приводит к отсутствию самостоятельности в принятии его решений, что в будущем будет иметь массу негативных последствий в его судьбе. Чаще всего может быть обусловлено излишней опекой со стороны взрослых, когда родители или бабушки с дедушками из некой «жалости» ограничивают ребенка от любых трудностей, не прививают ему чувство ответственности за свои поступки, попуская ему даже малейшие шалости и защищая в моменты, когда он сам должен учиться постоять за себя. Слово детскому психиатру Е.Н. Кулебякиной: «Такие дети становятся пассивными, предпочитают перекладывать ответственность за решение на других, как правило, они не способны признавать свои ошибки. В подростковом возрасте, когда происходит пересмотр авторитетов в пользу сверстников-лидеров, такие дети охотно подчиняются более сильной личности, независимо от нравственных качеств своего нового кумира. Тем более, что в коллективе любая ответственность как бы "размывается на всех", легче спрятаться за других...». Именно из таких семей в первую очередь вырастают дети с зависимым расстройством личности.

Ситуация серьезно усугубляется очень часто наблюдаемой сегодня в российских семьях внутрисемейной аномией. Основное ее проявление, отмечавшееся еще французским социологом Эмилем Дюркгеймом в начале XX века - нарушение равновесия внутрисемейных отношений, которое приводит в итоге к увеличению числа супружеских ссор, измен, разводов. Нередко им сопутствуют алкоголизация и наркотизация.

В результате нестабильности в семье, ссор нередко можно видеть даже просто на улице ситуации, как мамы дергают за руку и кричат на своих детей, оскорбляют, могут где-то и абсолютно неадекватно руку приложить. Поколение нынешних родителей уже во многом - поколение потребителей «лихих 90-х», причем потребителей инфантильных, с неразвитыми волевыми установками. Их жизнь определяется по принципу: «Я хочу - и получаю желаемое», а если так не получается - происходит эмоциональный взрыв, что называется - истерика, что иногда и приходится с грустью наблюдать на улице. Другой характерной особенностью внутрисемейной аномии являются нарушения статуса членов семьи, часто приводящие к деформациям и разрыву семейных отношений. Одним из главных проявлений аномического семейного дисбаланса служит так называемое «изменение детерминанты власти». Если раньше лидирующее положение в семье занимал мужчина, то сегодня женщина не только больше не зависит от него в экономическом плане, но нередко именно ее труд становится основным источником дохода. Традиционный русский стереотип восприятия мужа как главы семьи, основного ее кормильца оказывается, опять-таки, при помощи определенного массированного информационного воздействия извне, вывернутым наизнанку, не только лишая мужчину его привычного семейного статуса, но и ставя под сомнение его авторитет, подвергая критике наиболее ценное для него качество - мужественность и доминирование в семейных ролях. Как отмечают некоторые эксперты-социологи, авторитет мужа существенно подрывается как в глазах жены (часто оказывающей на него психологическое давление), так и детей, отнюдь не способствуя их гармоничной социализации. Нередки случаи, когда главным источником дохода являются пенсии пожилых членов семьи. Такие ситуации характерны для социально неблагополучных, семей.

Основные стратегии, паттерны поведения, усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей и подростков из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор. Именно эти нарушенные личностные параметры формируют зависимый, аддиктивный тип личности, в будущем приводящий к хронической алкоголизации и/или наркотизации, включению в субкультуру, способную довести ребенка до суицидальной попытки или агрессивного поведения по отношению к окружающим, тоталитарный деструктивный культ (секту), попаданию в зависимость от сетевых игр - «стрелялок» типа «World of tanks» или «Counter Strike», хроническому «зависанию» в социальных сетях. При этом необходимо понимать, что стремление к яркости переживаний вместе со сниженным чувством ответственности за свои поступки и сформированным в результате приобщения к сетевым играм в социальных сетях «стадным чувством» в противовес ослабленному чувству индивидуальности может привести в том числе и к первым пробам наркотиков, а впоследствии и к наркомании. Всё здесь - в замкнутом круге зависимого поведения взаимосвязано и способно переходить из одной зависимости в другую, создавая при этом иллюзию независимости. В реальности же - ПЕРЕзависимости.

Другой личностный кризис может произойти практически сразу с рождением ребенка и создать ему в будущем массу проблем, вплоть до тех же алкоголизации и наркотизации. Называется он неполная семья. И вот почему. Фигура отца должна отпечататься в сознании ребенка как гарант надежности, стабильности, защиты. Отец - это человек, с приходом которого исчезают все проблемы. Для мальчика старший мужчина в доме, папа - это образец логически взвешенного, продуманного, рационального поведения. Он рассудителен и объективен, готов принимать решение и нести за него ответственность. С 80-х годов ушедшего века бракоразводный процесс и распад семей стали в нашей стране обычным явлением. Это привело к тому, что многих мальчиков воспитывали мамы, бабушки, а в школе ими занимались женщины-педагоги. Однако, даже «лучшая на свете мама», самая тонко чувствующая своего ребенка, добрая и сердечная, рассуждает, оценивает и принимает решение в отношении него, определенных воспитательных мер по отношению к нему через эмоциональное восприятие ситуации. Так и должно быть. Еще со времен Древней Греции определено совершенно справедливо, что мужчина - это доминанта «ratio», рационального, разума, логики, а женщина - приоритет «emotio», эмоционального, чувственного.

Если перед глазами мальчика отсутствует повседневный пример мужского поведения, то он начинает невольно копировать женскую чувственную, эмоциональную модель реагирования на любую ситуацию, что сразу становится заметно в компании сверстников мужского пола. Такой ребенок нередко становится объектом насмешек, изгоем в компании, вследствие несоответствия модели поведения своему полу. Когда отец присутствует в жизни ребенка - это очень важно. Брошенность - крайне тяжелое чувство. Ребенок часто начинает винить себя в уходе родителя из семьи, испытывать серьезные психологические комплексы. По сути, это настоящее крушение мира, и для девочек, и для мальчиков. Которое без последствий остаться никак не может, травматизируя детей еще в начальном этапе жизни.

Для девочки папа - это первый мужчина, который скажет ей, что она самая красивая, самая лучшая, который всегда будет ее защитником. Для нее отсутствие отца не менее трагично может сказаться в будущем, чем для мальчика. Определяясь с партнером-мужчиной в отношениях, она станет добавлять ему несуществующие достоинства вследствие того, что не может знать, каким образом они должны находить свое подтверждение в жизни. И ошибаться в своих замужествах не раз, и не два. Не осознавая каким должен быть настоящий мужчина, не помня его в отце, который ушел рано из их семьи, такие в прошлом девочки, а теперь уже девушки, женщины из неполных семей выбирают себе в спутники жизни в том числе мужчин с откровенно девиантным поведением, отрицательных лидеров, склонных в том числе к насилию и агрессии в семье, к приему алкоголя и/или наркотиков. А, как известно, стоит только начать...

Как показывают научные исследования, а также опросы учащихся общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений, при раннем столкновении несовершеннолетних с психоактивными веществами у них катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрушаются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения. У подростков и молодежи разрываются или деформируются связи с ближайшим позитивным социальным окружением и появляется реальная угроза оказаться в социальной изоляции или быть поглощенными криминальными группировками. Нередко затруднено последующее образование семьи и рождение потомства, устанавливаются устойчивые отношения с наркоманическим и криминальным окружением. В целом, жизненная ситуация, в которой находится несовершеннолетний, также становится безысходной, поскольку зависимость практически прекращает социальный прогресс пациента, уровень его образования низок, затрудняется профессиональная ориентация и овладение специальностью, появляются эпизоды криминального поведения и проблемы с законом.

В связи с проблемой ухода от реальности за счет приема психоактивных веществ или ухода в виртуальные миры интернет-пространства, либо компьютерных игр, актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса. Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий. Личность подростка претерпевает либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение. Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Механизмы преодоления эмоционального стресса у подростков определяют развитие и формирование различных вариантов поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации индивида. Эти поведенческие модели могут сменять друг друга, претерпевая определенное прогрессивное развитие, и могут носить ригидный, фиксированный характер с последовательным усложнением, приводящим к возникновению нарушений, которые будут решаться только за счет приема психоактивных веществ. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы в отношения приема наркотических средств или психотропных веществ или отказа от такового. И здесь, в выработке правильных паттернов, стереотипов поведения способны помочь исключительно опытные специалисты - психологи, педагоги, психотерапевты и в некоторых случаях врачи-психиатры.

По материалам Николая Коклюгина  

 

 

Просмотров: 606 | Добавил: sudak_csssdm | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar