- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Октябрь
- 2022 Ноябрь
- 2022 Декабрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Август
- 2023 Сентябрь
- 2023 Октябрь
- 2023 Ноябрь
- 2023 Декабрь
- 2024 Январь
- 2024 Февраль
- 2024 Март
- 2024 Апрель
- 2024 Май
- 2024 Июнь
- 2024 Июль
- 2024 Август
- 2024 Сентябрь
- 2024 Октябрь
- 2024 Ноябрь
- 2024 Декабрь
15:04 Подростковая агрессия (10 - 14 лет) | |
Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития:
Вместе с тем, зачастую, проявляются негативные изменения:
Данный возраст характеризуется следующими основными изменениями:
Основные причины подростковой агрессии I. Новообразования, связанные с возрастными особенностями: Возникающее чувство взрослости состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребёнком и претендует на роль взрослого. Он испытывает потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки, но в то же время, стремится получить не только внимание со стороны взрослых, но и их понимание, доверие, принятие. А.А. Реан считает, что подросток стремится к освобождению от опеки со стороны взрослых («реакция эмансипации»), однако полной свободы он не хочет, так как не готов к ней. Всё это приводит к смысловому барьеру, при котором даже справедливые требования и замечания игнорируются подростками и принимаются как несправедливые, что может вызывать реакцию агрессивного характера.
Например, представления мальчиков о мужественности, как о доминантности, могут ассоциироваться с определённым телесным образом (атлетизм, физическая привлекательность и сила и т.д.). Более агрессивным мальчикам легче занять более высокое положение среди других (чем больше дерётся, тем более «крутым» он себя чувствует) и тем самым, завоевать популярность у девочек. Поэтому агрессивное поведение подростков, в большинстве случаев, направлено на сверстников своего пола, в связи с чем, можно сделать вывод о конкуренции. II. Индивидуальные особенности. Прежде всего, это существенные изменения в эмоциональной сфере. Для подростка характерны перепады настроения. Эмоции отличаются большей силой и трудностью в управлении. Уровень выраженности агрессивных реакций напрямую связан с самооценкой (чаще всего у агрессивных подростков наблюдается крайняя самооценка – либо максимально положительная, либо максимально отрицательная). Повышенная тревожность, различные страхи, слабость самоконтроля и др. могут быть причиной агрессивного поведения. В силу импульсивности и низкого уровня самоконтроля такие дети отличаются неустойчивостью внимания и легкой отвлекаемостью (не могут спокойно сидеть на месте, не в состоянии управлять своим вниманием, имеют трудности при выполнении классных и домашних работ и др.). III. Ситуации социально-ролевого взаимодействия: подростковая реакция группирования. Одна из важных тенденций подросткового возраста, по мнению И.С. Кона, это переориентация общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение со сверстниками: - отношения со сверстниками занимают одну из значимых жизненных ценностей и напрямую определяют социальное благополучие подростка; - желание завоевать авторитет и признание товарищей создает у него потребность как можно лучше отвечать их требованиям; - «расширение социальной среды» приводит к участию в различных неформальных группах, которые могут характеризоваться асоциальным поведением. На основании этого можно предположить, что агрессивное поведение подростка объясняется стремлением соответствовать группе. IV. Социальные факторы. Внутрисемейное взаимодействие, социально-экономический статус семьи, воздействие масс-медиа. Реальная оценка материального положения семьи происходит именно в подростковом возрасте: невозможность реализовать свои желания и потребности (связанные со стремлением «не отбиться от коллектива»), быть модным и т.д. актуализируют потребность в безопасности, что может также приводить к агрессии по отношению к родителям и сверстникам. Надеюсь, данная статья будет полезна родителям и педагогам для лучшего понимания особенностей подросткового возраста, осмысления проблем реагирования и поведения подростков, а также грамотного участия в оказании своевременной помощи и поддержки детям. | |
|
Всего комментариев: 0 | |