Четверг, 12.12.2024, 00:08
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2333
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Главная » 2017 » Декабрь » 21 » Мотивация и самомотивация к обучению
12:56
Мотивация и самомотивация к обучению

Мотивация и самомотивация к обучению

Новая модель обучения помогает человеку самому что-то создавать, а не только использовать заученные приемы работы и старые знания. Она приучает прислушиваться к себе, изучать и строить свою судьбу, исходя из ресурсов способностей, ума и характера.

В основе поведения человека находится «рефлекс цели» — стремление достигнуть намеченного результата. Для этого нужна постоянная собственная психологическая установка: не останавливаться на достигнутом, не бояться трудностей и уважать, оценивать полученные знания и умения с позиций достижения цели. Конкретные цели человек ставит для исполнения потребностей, которые бывают трех типов:

  • природные, естественные (пища, питье, жилище, семья и т.п.);

  • социальные (общение, признание, положение);

  • личностные (самореализация человека в обществе, в деле, в семье и т.п.)

Получение престижной профессии позволяет реализовать все виды потребностей человека и понимание этого формирует у него столь мощную мотивацию к обучению, что возникает комплексная способность к самообучению. Однако существовавшие до сих пор методы обучения не были настроены на использование подобной мотивации.

Со времен средневекового педагога Яна Каменского применялась «знаниевая модель» обучения, когда человек последовательно и механистически углублялся в предмет: знания, навыки, умения. При этом образование строилось на том, что человек должен был усвоить любым способом (понимать ли, зубрить ли) определенный объем знаний. На этих знаниях путем повторений вырабатывалось умение, которое в процессе дальнейших тренировок и упражнений превращалось в устойчивый профессиональный навык выполнять качественно какую-либо работу.

Но в ней недостаточно учитываются личность и способности к самообучению. Поэтому мотивация к обучению чаще всего проявляется как внешнее стимулирование: угроза наказания или лишения удовольствий, еды, питья, сна. К настоящему времени усилиями многих прогрессивных педагогов-новаторов создается на практике новая «способностная модель» обучения:

Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство

В ней максимально учитываются личностные предпосылки к более успешному способу усвоения знаний и выработки навыков и умений. Она построена на использовании и развитии имеющихся у человека его особых способностей к восприятию действительности, способностей к определенным видам труда. Тем самым создаются предпосылки построения личностно-ориентированной системы обучения, предполагающей использовать самомотивацию к обучению на основе самоопределения, самоорганизации и самореализации.

Иначе говоря, используется процесс самопознания личности, провозглашенный еще древними греками («Познай себя!») в качестве источника внутренней энергии развития личности. Поэтому прежнюю модель обучения мы можем образно представить как кувшин с водой, наполняемый камнями до тех пор, пока не потечет из него вода (умения к работе). Новую модель следует представить в виде свечи или горящего факела, который освещает человеку дорогу к цели.

Эта модель обучения помогает человеку утверждать в себе призвание к делу, т.е. самому что-то создавать, придумывать новые способы работы, а не только использовать заученные приемы работы и старые знания. Поэтому менеджер, обученный на принципах данной модели, не будет задавать себе в процессе самоопределения вопрос: нравится мне это дело или нет?

Дело в том, что он заранее знает, что нравиться может лишь то, что получается у человека. Получается то, к чему есть способности ума, рук, глаз, тела, памяти. Поэтому ощущение удовольствия от получаемых знаний служит сигналом того, что вы на правильном пути. Иначе говоря, данная модель приучает человека прислушиваться к себе, изучать себя, строить себя и свою судьбу, исходя из собственных ресурсов личности: способностей, ума, нравственности и характера.

Однако помимо понимания процесса мотивации следует использовать в процессе самообучения особый акт настройки личности и организма, который называют установкой. Она как бы находится между мотивацией и деятельностью.

Как рассеять туман креативности?

Так, если установка, сформированная обстоятельствами или осознанием цели, слабая, то малейшее препятствие может помешать человеку действовать в направлении к цели, а мощная установка (в виде осознания социальной значимости поступка, например, спасения ребенка) не позволяет отвернуться от намеченной задачи и выполнить ее. У студентов установка выступает как готовность к обучению данной специальности путем преодоления сложности предмета, преодоления собственной лени или инертности.

Наличие сильной установки означает обретение социальной зрелости личности студента, его готовности к гармоническому развитию и как человека, и как специалиста. Необходимость такой установки очевидна. Как писал Лев Толстой, «если намечаешь в каком-то месте переплыть реку, то бери выше, — иначе снесет!»

Обучающимся необходимо в самом начале научиться процессу самоопределения и настраивания на преодоление себя, на формирование установки к деятельности и тем самым — на обеспечение готовности к обучению. Для этого необходимо:

  • выработать способность контролировать себя и поддерживать устойчивое произвольное внимание при изучении материала;

  • сдерживать свои эмоции, свою импульсивность при выслушивании других, а также формировать рассудительность при ответах;

  • вырабатывать способность к элементарным обобщениям;

  • вырабатывать способность давать функциональное определение значения слов, находить их иное выражение (синонимы);

  • тренировать память, чтобы создать объем кратковременной памяти не менее четырех смысловых единиц, что позволит быстро запоминать фразу.

Эти развитые способности позволят быть активным при восприятии и усвоении лекционного материала: слушать, писать краткий конспект, составлять свои логические схемы и образные иллюстрации и таблицы. Именно с этого начинается освоение культуры умственного труда, к сфере которого относится работа менеджера, поскольку важнейшими ее элементами являются: анализ управленческой ситуации, выявление причин случившегося, принятие решений, определение способа достижения цели и решения задач и т.п.Поэтому важно знать, какие факторы (силы) влияют на качество умственного труда — это прежде всего факторы усвоения материала и факторы сохранения продолжительной работоспособности.Известно, что в основе деятельности человека лежат определенные способности к труду, которые раскрываются понятиями дееспособности и работоспособности.

Дееспособность (физиологическая) — способность человека к различным, качественно разнородным видам труда: от простейших его видов (землекоп, дровосек) до более сложных, например водитель, токарь, еще более сложных (геодезист, наладчик аппаратуры), и совсем сложных: конструктор, инженер, программист, экономист, менеджер. Дееспособность проявляется в развитии и освоении различных видов физической и умственной деятельности, в различном сочетании этих видов труда.

Работоспособность — способность человека выполнять точно специфическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и уровня производительности труда. Учитывая разные уровни физической и психической тренированности людей к профессиональной (специальной) деятельности, следует понимать и разный уровень работоспособности. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, психологической настроенности, физической силы, чувства ответственности и сознательного отношения к делу, от взаимоотношений работника с окружающими его людьми. Таким образом, на работоспособность оказывают влияние следующие факторы:

  • рефлекс цели — как заранее осмысленный результат его будущей работы;

  • мотивы — повод, побудительные причины;

  • эмоции — чувства, переживания.

Нередко мы пренебрегаем тем, что выносливость организма зависит от уровня эмоционального восприятия и эмоционального накала труда. Академик П.К. Анохин считал, что «эмоциональная основа для любых действий человека, и в особенности для реализации целей и намерений, является самым существенным «топливом», без которого все начинания человека разбиваются о первые же препятствия».Эмоции человека формируются под воздействием общения, музыки, стихов, созерцания природы или предметов искусства. Эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей. В противном случае мозг становится логической машиной и лишает нас удовольствия, счастья творческой стороны познания жизни. Поэтому нужно обязательно в процессе обучения сохранять эмоциональную сторону жизни: музыка, стихи, живопись, природа постоянно должны быть вкраплены в студенческую жизнь и в учебную деятельность.

Тавга Расилова
 

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 373 | Добавил: Rustic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar