- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Октябрь
- 2022 Ноябрь
- 2022 Декабрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Август
- 2023 Сентябрь
- 2023 Октябрь
- 2023 Ноябрь
- 2023 Декабрь
- 2024 Январь
- 2024 Февраль
- 2024 Март
- 2024 Апрель
- 2024 Май
- 2024 Июнь
- 2024 Июль
- 2024 Август
- 2024 Сентябрь
- 2024 Октябрь
- 2024 Ноябрь
- 2024 Декабрь
15:05 Если ребенку ничего не запрещать… | |
Родителям не всегда просто что-то запрещать ребенку: не хочется огорчать, да и крик поднимет, истерику устроит. Мама и папа готовы на все, лишь бы чадо не плакало. Вот только отсутствие запретов не способствует развитию гармоничной личности. Запрещать или не запрещать На детских площадках часто можно увидеть мамочек, которые с абсолютно серьезным видом рассказывают о том, что ребенку нужно разрешать все. При этом они ссылаются на японскую систему воспитания и теорию свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Сюда же приписывают Марию Монтессори и имена некоторых современных психологов. На просторах Интернета можно найти много информации о вреде запретов, вот только все методики гораздо сложнее простых слов «можно все». Согласно японской системе воспитания, малышу до пяти лет действительно разрешается жить по-царски, потому что с 5 до 16 лет у него начинается жизнь «слуги» в условиях жесткой дисциплины и запретов. После 16 он начинает самостоятельно трудиться на благо своей семьи. Российский менталитет поддерживает в детях ребенка вплоть до окончания студенческой жизни, не переводя его в статус «слуги» или «добытчика». Значит, и воспитание должно быть последовательным и системным. Что касается систем воспитания Руссо и Монтессори, то здесь тоже всё непросто. Речь идет о создании условий для развития и помощи ребенку в выборе деятельности. Полную вседозволенность не допускает ни одна теория. Что будет, если ребенку разрешать все Вседозволенность не делает жизнь ребенка интересной и насыщенной, а наоборот, приводит к ряду проблем:
Полное отсутствие запретов может восприниматься как безразличное отношение к судьбе ребенка. Запреты учат анализировать мир. Ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, и что нельзя делать то, что плохо. Еще одним приемом воспитания является предупреждение о последствиях при полном разрешении. Сторонники этой системы считают, что дают ребенку выбор. Однако и эта теория имеет изъяны, так как дети не способны в полной мере осознать последствия своих действий. Кроме того, некоторые последствия весьма отдаленные. Последствием долгих компьютерных игр может стать игровая зависимость, испорченное зрение и многое другое, вот только понять этого ребенок не может. Последствием постоянного употребления пирожных вместо здоровой пищи часто становятся проблемы со здоровьем, но и этого малыш не поймет. Другими словами, не всегда надо ждать, когда ребенок набьет свои шишки. Некоторые последствия могут быть очень серьезными, и лучше их предотвратить. Предлагая ребенку выбор, мы возлагаем на него ответственность за собственную жизнь и здоровье, а такая ноша малышу не под силу. Запреты просто необходимы. Они приучают к дисциплине, учат ставить цели, понимать правила жизни. Запреты дают ребенку ощущения безопасности и защищенности, но только в том случае, если запрещать правильно. Как запрещать правильно Чтобы запреты были действенными и не навредили становлению личности ребенка, запрещать нужно правильно. 1. Запрещайте то, что действительно важно. Запреты касаются детской безопасности и должны соблюдаться всегда. Нельзя: переходить дорогу на красный свет светофора; не пристегиваться в машине; уходить с площадки без взрослых, брать и открывать пузырьки в ванной и т. д. 2. Запреты должны быть понятны ребенку, их всегда нужно аргументировать. Не должно быть просто «нельзя», должно быть «нельзя, потому что…». Нельзя: трогать утюг, потому что можно обжечься; лезть в розетку, потому что внутри опасный ток; есть немытые фрукты, потому что на них живут микробы. 3. Запретов не должно быть слишком много. Каждый запрет должен иметь альтернативное разрешение. Если нельзя есть грязные яблоки, то всегда можно их помыть и есть чистые. 4. Запреты иногда можно снимать, если на это есть веские причины. Нельзя пропускать школу, но можно не пойти сегодня, потому что приехала бабушка. 5. Пересматривайте правила: замените те, которые уже утратили актуальность. Например, временные границы прогулки периодически стоит расширять. Золотое правило запретов гласит: не говори, что нельзя, скажи, что можно!
В мире столько всего можно, что то, что нельзя, кажется незначительным. Запреты не превращают ребенка в раба и не приучают к полному подчинению. Они систематизируют и структурируют его жизнь, помогая понять правила нашего мира. Главное — помогать ребенку осознавать свои желания, мотивировать и объяснять свои требования. Только в этом случае вы воспитаете сильную гармоничную личность, способную к дисциплине и движению вперед. | |
|
Всего комментариев: 0 | |