Четверг, 02.05.2024, 08:08
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2331
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Главная » 2022 » Май » 4 » Школьная драка: кто несет ответственность, как предотвратить
08:31
Школьная драка: кто несет ответственность, как предотвратить

 

Среди учеников любого возраста могут возникать конфликты. И хорошо, если детям удается найти выход из ситуации мирным путем. Но иногда даже незначительные разногласия могут обернуться дракой. Многие учителя не знают, что делать если дети подрались на перемене, и кто несет ответственность за синяки и ушибы, полученные учениками. О последствиях драки в школе мы и поговорим ниже.

Ответственность за драку: в школе и вне школы

За любые события, произошедшие в стенах школы, отвечает директор и учителя. Если драка происходит в классе, то определенная степень вины лежит на учителе, ведь именно он не смог проконтролировать ситуацию и допустил подобный исход. Если же дети подрались на перемене в коридоре, то отвечать за это должен дежурный. Это может быть учитель или администратор.

Администрация школы несет ответственность за драки, возникающие вне учебного заведения, в двух случаях:

Инцидент произошел на выезде. В этом случае спрос будет с учителя. В особенности, если школьник должен был ехать на экскурсию, но в этот момент находился в другом месте.

Ребенок стоит на внутришкольном учете. Отвечать за драку будет социальный педагог или психолог. Именно эти сотрудники должны отслеживать контакты школьников, предотвращая возможные конфликты.

В соответствии с действующим законодательством РФ, если ребенок не достиг возраста 14 лет, то ответственность за него несут родители. Это касается и наказаний по КоАП РФ. Начиная с 14 лет, несовершеннолетние отвечают за свои действия самостоятельно. То есть, ребенок может получить судимость по УК РФ. Если же ему будет назначен административный штраф, то выплачивать его будут родители. Исключение – если у несовершеннолетнего имеется собственный доход.

Последствия драк для самого ученика

Если школьник не достиг 14-летия, то отвечать за его поступки будут родители. Речь идет только о материальной ответственности – уплате штрафа. Привлечь ребенка до 14 лет к уголовной ответственности нельзя даже в том случае, если он нанес другому школьнику тяжкие телесные повреждения. К ним относят обезображивание лица, потерю зрения или слуха (полную или частичную), а также те травмы, представляющие опасность для жизни.

Начиная с 14 лет, ребенок может нести как административную, так и уголовную ответственность за свои действия. Если у несовершеннолетнего есть сбережения или источник дохода, то с него могут взыскать штраф. Также возможно заведение уголовного дела за совершение следующих преступлений:

причинение вреда здоровью средней тяжести;

убийство;

нанесение тяжких телесных повреждений.

Степень нанесенного ущерба определяет экспертная комиссия. Если пострадавшему были нанесены побои средней тяжести, то он должен провести в больнице, по меньшей мере, три недели. Если же избиение повлекло непоправимые изменения, то констатируются тяжкие телесные повреждения.

Когда ребенку исполняется 16 лет, он будет нести ответственность за более широкий спектр преступлений. С этого момента дебошира могут наказать за легкие телесные повреждения, побои, хулиганство и т. д. Отягчающим обстоятельством будет драка в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, умышленное избиение другого ученика.

Ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ устанавливает обязанность обоих родителей в равной мере заботиться о детях и воспитывать их. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Ст. 18 ФЗ «Об образовании» говорит о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В большинстве случаев весь груз ответственности за действия детей несут законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), если не докажут, что вред возник не по их вине.

При этом за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, родители отвечают в полном объеме; за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, родители отвечают только в том случае, если у ребенка нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

Уголовная ответственность носит персональный характер (за противоправные действия виновный отвечает лично), поэтому родители могут нести только материальную ответственность. Однако и из этого правила есть исключения. Они касаются случаев эмансипации несовершеннолетнего (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. В этом случае, несовершеннолетний самостоятельно несет материальную ответственность по своим обязательствам.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса РФуголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. К числу таких преступлений относятся, в том числе, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

• вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; • полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня); • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно); • незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

За причинение легкого вреда здоровью или побои уголовная ответственность наступает лишь с 16 лет. При наличии смягчающих обстоятельств, положительной характеристики личности ребенка, который первый раз совершил преступление, уголовное наказание скорее всего будет заменено мерами воспитательного воздействия и ребенок будет направлен в специализированное воспитательное учреждение. В случае, если это невозможно в силу тяжести совершенного преступления, суд будет решать вопрос об условном осуждении. Помимо этого, ребенок будет находиться под пристальным вниманием в Отделе по делам несовершеннолетних в местном отделе внутренних дел и районной Комиссии по делам несовершеннолетних.

Согласно ч. 3 ст. 32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Таким образом, если драка произошла во время образовательного процесса или просто во время нахождения в школе (иной образовательной организации, обязанной осуществлять за ним надзор), школьная администрация в лице директора будет нести материальную ответственность за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по его вине.

Для юридической ответственности, будь то уголовная или гражданская определяющее значения имеют последствия противоправных действий других лиц. В уголовном праве общественно-опасные последствия являются важнейшим элементом состава преступления, без которого в большинстве случаев, нет и самого преступления. В гражданском праве, последствия в виде материального или морального вреда также входят в состав гражданского правонарушения. Иными словами, нет последствий – нет деяния (противоправного действия) – нет ответственности.

В качестве превентивной или воспитательной меры, директор школы может применить дисциплинарное взыскание в отношении педагога, в ведении которого находились подравшиеся дети, но не более того.

Если ребенок подрался впервые, то ему грозит взыскание от школьной администрации. В случае рецидива дело выносят на обсуждение родительского комитета. При неоднократных нарушениях дисциплины несовершеннолетнего могут отчислить, и ему придется искать новое учебное заведение.

Последствия драк учеников для учителя

Если учитель присутствовал при зарождающемся конфликте учеников, то скорее всего, он мог его предотвратить. В этом случае педагогу грозит взыскание со стороны школьной администрации. Директор школы получит штраф. Имея доказательства своей невиновности, учитель и директор могут избежать ответственности. Доказательную базу придется собирать в том случае, если учащиеся или их родители заявят о драке в полицию.

В случае драки несовершеннолетних вне школы, привлечь к ответственности учителя или директора будет сложно. Если ученик состоял на учете КДН или внутришкольном учете, то в результате драки произойдет диалог между КДН и администрацией. Результаты этого диалога зависят от поведения ученика и ряда других обстоятельств.

Что делать, если драка произошла в классе

Драка школьников прямо в классном помещении – это редкость. Однако подобные конфликты все же случаются. Учащиеся могут подраться прямо на уроке или же дождаться перемены. Причем в некоторых случаях дерущихся не смущает даже присутствие учителя.

Задачей педагога в данном случае будет разнять учащихся, при этом не причинив вреда кому-либо из них. Дерущихся следует развести в разные стороны, подальше друг от друга, чтобы конфликт не повторился. Хорошо, если в процесс не будут вмешиваться другие ученики – учитель должен полностью контролировать ситуацию. Если педагог понимает, что его сил недостаточно для того, чтобы прекратить конфликт, он должен отправить любого ученика в ближайший кабинет за помощью.

Сообщать о произошедшем следует директору школы или же одному из его заместителей. Должностное лицо принимает решение о дальнейших действиях. Иногда требуется обратиться в полицию или скорую. При отсутствии следов побоев и нормальном самочувствии дерущихся, в полицию сообщать не следует. Если драка происходит не впервые, то правоохранителей стоит вызывать вне зависимости от характера и тяжести повреждений. Следует понимать, что снимать побои сотрудник школьного медпункта не вправе.

Вне зависимости от тяжести последствий, о произошедшем следует сообщить родителям, вызвав их в школу. И учителю важно не допустить конфликта между родственниками учеников. Также о происшествии нужно уведомить психолога. Он должен сделать все возможное для примирения участников конфликта.

При необходимости о драке сообщают в комиссию по делам несовершеннолетних. В большинстве случае учитель может самостоятельно определить виновного и выявить мотивы дерущихся. Например, если первоклассники подрались, не поделив яблоко, то достаточно будет вмешательства школьного психолога. При этом постановка на внутришкольный учет будет излишней, не говоря уже о сообщении в КДН. Если же драка серьезная или конфликт происходит не впервые, то КДН уведомить придется.

Чтобы своевременно предотвращать подобные конфликты, учитель должен быть вовлеченным в жизнь учащихся. Уделяя им достаточное количество времени, он сможет вовремя распознавать зарождающиеся конфликты. Так ему удастся выявить начинающуюся травлю или приближающуюся ссору.

Морализаторские беседы здесь вряд ли помогут, а вот тренинги могут исправить ситуацию. Проводить их должен школьный психолог. Если же конфликты случаются часто, учитель должен пообщаться с психологом, чтобы базовые техники для предотвращения опасных ситуаций.

В ходе тренингов дети учатся управлять своим гневом и выходить из конфликта без драки. Опытный психолог научит ребенка безопасно проживать эмоции, игнорируя обидчика.

Что делать, если дети подрались на территории школы

Если учащиеся подрались на перемене, это должен заметить дежурный администратор или учитель. Первое, что нужно сделать – это разнять учащихся, не допустив, чтобы к драке подключилось больше детей. Если учитель узнал о драке от учеников, он должен отложить все свои дела и немедленно прийти на место происшествия, чтобы разнять дерущихся. Действовать нужно аккуратно, чтобы не причинить вреда ученикам и самому не попасть под удар.

Если драка случилась на школьном крыльце или же в фойе учебного заведения, то разнимать дерущихся должен охранник. Он не вправе задерживать посторонних, но может вызвать полицию, если ситуация выйдет из-под контроля.

В первую очередь о происшедшем нужно поставить в известность школьную администрацию, а также родителей. При необходимости на место происшествия вызывают скорую и оповещают комиссию по делам несовершеннолетних. Если участники конфликта не пострадали, то достаточно обратиться к школьному психологу. При тяжелых же последствиях вызывать полицию обязательно.

Что делать, если вашего ребенка избили в школе?

Прежде всего, необходимо вызвать полицию и медицинских работников (это может быть школьный врач, либо врач скорой помощи).

Если сделать это не представляется возможным, либо администрация образовательного учреждения возражает против этого, необходимо настоять на том, чтобы был составлен акт о несчастном случае. В нем должно быть отражено дата и время несчастного случая (драки), его участники, обстоятельства и последствия. Акт составляется в присутствии нескольких работников образовательного учреждения и подписывается ими. Важно, чтобы факт причинения повреждений и их тяжесть были надлежащим образом зафиксированы в акте (протоколе).

После того, как вы получите надлежащим образом заверенную копию акта о несчастном случае, необходимо немедленно отправиться в ближайшее медицинское учреждение (или травмпункт) для освидетельствования и определения степени тяжести причиненных повреждений. Далее все зависит от того, каким образом вы хотите наказать обидчика: привлечь его к уголовной ответственности (в случае, если он достиг соответствующего возраста), либо получить компенсацию физического и (или) морального вреда.

В первом случае, после травмпункта необходимо обратиться в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту нанесения побоев (или причинения той или иной степени тяжести вреда здоровью вашего ребенка). Если же вам достаточно того, чтобы родители обидчика компенсировали вам средства, затраченные на лечение и моральный вред, необходимо озадачиться составлением и подачей в суд гражданского иска о возмещении вреда.

Чтобы предотвратить серьезные конфликты между учащимися, в школе нужно создавать благоприятную атмосферу. Учитель должен контролировать обстановку в классе, своевременно предотвращая зарождающиеся конфликты.

Что делать, если драка произошла вне школы

Лучше, если учитель узнает о произошедшем от учеников, а не от полицейских. И это вовсе не свидетельствует о том, что педагогу нужно создавать собственную сеть осведомителей. При доверительном общении учащиеся сами расскажут преподавателю о своих проблемах. При этом важно оговаривать с детьми детали любого конфликта, напоминая им, что совершение преступных действий влечет за собой наказание по УК РФ.

Если учителю стало известно о драке от самих учеников, то он должен сообщить о происшествии директору и родителям. При необходимости к делу привлекается КДН и полиция. Если же сообщение поступило от полицейских, то директора и родителей правоохранители, скорее всего, уведомят сами.

Предотвратить конфликты вне школы позволит развитие культуры общения. Привыкнув к доброжелательной атмосфере в школе, дети не будут идти на конфликты во внешнем мире. При этом их следует учить навыкам безопасности, тщательно выбирая знакомых для прогулки. Детям нужно объяснить, что соглашаться на рискованные предложения не стоит, а компаний, где употребляют алкоголь, лучше и вовсе избегать.

Просмотров: 232 | Добавил: sudak_csssdm | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar