Среда, 08.05.2024, 15:04
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2331
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829
Главная » 2024 » Февраль » 19 » Подростковая агрессия (10 - 14 лет)
15:04
Подростковая агрессия (10 - 14 лет)

Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития:

  • формируется сознательное отношение подростка к себе как члену общества;
  • возрастает самостоятельность ребенка;
  • более многообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми;
  • расширяется сфера деятельности;
  • развивается ответственное отношение к себе, другим людям.

Вместе с тем, зачастую, проявляются негативные изменения:

  • дисгармоничность в строении личности;
  • изменение прежде установившейся системы интересов ребёнка;
  • протестующий характер поведения по отношению к взрослым и сверстникам.

Данный возраст характеризуется следующими основными изменениями:

  • физиологическая перестройка в организме;
  • смена социальной ситуации;
  • появление чувства «взрослости»;
  • стремление подростка к самоутверждению и самовыражению;
  • приоритетное значение приобретает общение со сверстниками.

 Основные причины подростковой агрессии

 I. Новообразования, связанные с возрастными особенностями:

Возникающее чувство взрослости состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребёнком и претендует на роль взрослого. Он испытывает потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки, но в то же время, стремится получить не только внимание со стороны взрослых, но и их понимание, доверие, принятие.

А.А. Реан считает, что подросток стремится к освобождению от опеки со стороны взрослых («реакция эмансипации»), однако полной свободы он не хочет, так как не готов к ней.

Всё это приводит к смысловому барьеру, при котором даже справедливые требования и замечания игнорируются подростками и принимаются как несправедливые, что может вызывать реакцию агрессивного характера.

  • Следующей важной особенностью этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития, специфика которого заключается в росте интереса к противоположному полу. Подросток заново оценивает свою половую идентичность с точки зрения соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о мужественности и женственности.

Например, представления мальчиков о мужественности, как о доминантности, могут ассоциироваться с определённым телесным образом (атлетизм, физическая привлекательность и сила и т.д.). Более агрессивным мальчикам легче занять более высокое положение среди других (чем больше дерётся, тем более «крутым» он себя чувствует) и тем самым, завоевать популярность у девочек.

Поэтому агрессивное поведение подростков, в большинстве случаев, направлено на сверстников своего пола, в связи с чем, можно сделать вывод о конкуренции.

II. Индивидуальные особенности.

Прежде всего, это существенные изменения в эмоциональной сфере. Для подростка характерны перепады настроения. Эмоции отличаются большей силой и трудностью в управлении.

Уровень выраженности агрессивных реакций напрямую связан с самооценкой (чаще всего у агрессивных подростков наблюдается крайняя самооценка – либо максимально положительная, либо максимально отрицательная).

Повышенная тревожность, различные страхи, слабость самоконтроля и др. могут быть причиной агрессивного поведения.

В силу импульсивности и низкого уровня самоконтроля такие дети отличаются неустойчивостью внимания и легкой отвлекаемостью (не могут спокойно сидеть на месте, не в состоянии управлять своим вниманием, имеют трудности при выполнении классных и домашних работ и др.).

III. Ситуации социально-ролевого взаимодействия: подростковая реакция группирования.

Одна из важных тенденций подросткового возраста, по мнению И.С. Кона, это переориентация общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение со сверстниками:

 - отношения со сверстниками занимают одну из значимых жизненных ценностей и напрямую определяют социальное благополучие подростка;

- желание завоевать авторитет и признание товарищей создает у него потребность как можно лучше отвечать их требованиям;

- «расширение социальной среды» приводит к участию в различных неформальных группах, которые могут характеризоваться асоциальным поведением.

На основании этого можно предположить, что агрессивное поведение подростка объясняется стремлением соответствовать группе.

IV. Социальные факторы.

Внутрисемейное взаимодействие, социально-экономический статус семьи, воздействие масс-медиа.

Реальная оценка материального положения семьи происходит именно в подростковом возрасте: невозможность реализовать свои желания и потребности (связанные со стремлением «не отбиться от коллектива»), быть модным и т.д. актуализируют потребность в безопасности, что может также приводить к агрессии по отношению к родителям и сверстникам.

Надеюсь, данная статья будет полезна родителям и педагогам для лучшего понимания особенностей подросткового возраста, осмысления проблем реагирования и поведения подростков, а также грамотного участия в оказании своевременной помощи и поддержки детям.

Просмотров: 29 | Добавил: sudak_csssdm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar