Понедельник, 29.04.2024, 20:11
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2331
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2023 » Март » 3 » Об административной ответственности за правонарушения экстремистского характера, в том числе в сети «Интернет»
14:03
Об административной ответственности за правонарушения экстремистского характера, в том числе в сети «Интернет»

Большая роль в профилактике органами внутренних дел экстремистской деятельности отводится институту административной ответственности.

В КоАП РФ имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушений экстремистского характера. Это статья 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» и статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов».

Рассмотрим характеристику данных правонарушений. Административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики закреплена в ст. 20.3 КоАП РФ. Данная статья введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, нравственности, общественного порядка.

Ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФвыражается в публичном выставление, показе, вывешивании, изображений нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.

Например, виновный публично демонстрирует (т.е. показывает во время митинга, шествия, изображает на плакатах, носит на рукавах своего костюма, надевает в качестве головного убора и т.д.) нацистскую атрибутику или символику (например, свастику, которая была официальным символом нацистской Германии, фашистские флаги, атрибуты форменной одежды эсэсовских войск, нарукавные повязки и рунические молнии, черный мундир, который носили сотрудники нацистских спецслужб – «СС», «СД», гестапо). Законодатель и правоприменительная практика под пропагандой понимает распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию (любого состава - от нескольких человек до масс и даже общества в целом) и стимулировать ее реакции в желательном направлении, (например, путем безудержного восхваления во время публичных выступлений, в печатных СМИ, в ходе теледебатов, путем изготовления плакатов, распространения листовок и т.д.) нацистской символики и атрибутики. Совершает указанные действия также в отношении атрибутики или символики сходных до степени смешения (т.е. их трудно различить друг от друга, они отличаются лишь размером, цветом, второстепенными деталями и т.п.) с нацистской.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий. Наступление каких-либо последствий объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ, образуют изготовление предметов, воспроизводящих или изображающих нацистскую атрибутику и символику или атрибутику и символику, сходную с ними до степени смешения, а также сбыт рассматриваемой атрибутики или символики, включая их продажу или иную передачу другим лицам. Понятия «нацистская атрибутика и символика» и «атрибутика, и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» носят оценочный характер. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики и символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики и символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается судом, как правило, на основании заключения эксперта.

За административное правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ привлечь могут: физическое вменяемое лицо, достигшие на момент совершения административного правонарушения 16-ти летнего возраста. По ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ подлежат привлечению к административной ответственности физические и юридические лица и должностные лица.

Административные правонарушения, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 20.3 КоАП РФ, совершаются умышленно и выражаются в форме действия.

В соответствии с частью 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.3 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи.

Согласно п. 1 части 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения,

Ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Таким образом, статья 20.3 КоАП РФ является нормой, охраняющей национальную память российского народа от чуждых и опасных проявлений нацизма и фашизма. Её применение органами внутренних дел должно способствовать профилактике проявлений экстремизма в Российской Федерации.

 

Статья 20.29 введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях реализации федерального закона от 15 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации. Состав указанного правонарушения пограничен с уголовно наказуемым деянием.

Вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, или административным правонарушением (статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должен разрешаться согласно разъяснениям пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 года № 11 в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ.

Объектом противоправных действий, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ – являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 20.29 устанавливает ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, однако не раскрывает, что означает понятие «массовое распространение». Это и является ключевой проблемой при документировании данного состава правонарушения. В толковых словарях русского языка и энциклопедиях разрываются различные понятия «массы» («массовости»). Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: «масса» - неопределённо большое количество кого-либо, множество чего-либо. Толковый словарь Ушакова: «масса» - (латин. massa) множество, большое количество. Таким образом, массовое распространение экстремистских материалов – это деятельность, направленная на ознакомление с экстремистскими материалами большого количества, неопределенного круга лиц, в том числе через средства массовой информации или сеть Интернет. Данный вывод подтверждается судебной практикой.

 

Ст. 20.29 КоАП РФ выражается в деятельности по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения. В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию.

За административное правонарушения, по данной статье могут быть привлечены: граждане, должностные и юридические лица.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.29 КоАП РФ совершаются с прямым умыслом.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурорами.

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ на основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ рассматриваются судьями.

Ст. 20.29 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Помимо вышеперечисленных нормативных правовых актов, такие нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), Федеральных законах «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Закон об ОРД), «О полиции», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О связи», «О средствах массовой информации», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях», и некоторых др.

Просмотров: 93 | Добавил: sudak_csssdm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar