- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Октябрь
- 2022 Ноябрь
- 2022 Декабрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Август
- 2023 Сентябрь
- 2023 Октябрь
- 2023 Ноябрь
- 2023 Декабрь
- 2024 Январь
- 2024 Февраль
- 2024 Март
- 2024 Апрель
14:03 Об административной ответственности за правонарушения экстремистского характера, в том числе в сети «Интернет» | |
Большая роль в профилактике органами внутренних дел экстремистской деятельности отводится институту административной ответственности. В КоАП РФ имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушений экстремистского характера. Это статья 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» и статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов». Рассмотрим характеристику данных правонарушений. Административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики закреплена в ст. 20.3 КоАП РФ. Данная статья введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, нравственности, общественного порядка. Ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФвыражается в публичном выставление, показе, вывешивании, изображений нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации. Например, виновный публично демонстрирует (т.е. показывает во время митинга, шествия, изображает на плакатах, носит на рукавах своего костюма, надевает в качестве головного убора и т.д.) нацистскую атрибутику или символику (например, свастику, которая была официальным символом нацистской Германии, фашистские флаги, атрибуты форменной одежды эсэсовских войск, нарукавные повязки и рунические молнии, черный мундир, который носили сотрудники нацистских спецслужб – «СС», «СД», гестапо). Законодатель и правоприменительная практика под пропагандой понимает распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию (любого состава - от нескольких человек до масс и даже общества в целом) и стимулировать ее реакции в желательном направлении, (например, путем безудержного восхваления во время публичных выступлений, в печатных СМИ, в ходе теледебатов, путем изготовления плакатов, распространения листовок и т.д.) нацистской символики и атрибутики. Совершает указанные действия также в отношении атрибутики или символики сходных до степени смешения (т.е. их трудно различить друг от друга, они отличаются лишь размером, цветом, второстепенными деталями и т.п.) с нацистской. Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий. Наступление каких-либо последствий объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ, образуют изготовление предметов, воспроизводящих или изображающих нацистскую атрибутику и символику или атрибутику и символику, сходную с ними до степени смешения, а также сбыт рассматриваемой атрибутики или символики, включая их продажу или иную передачу другим лицам. Понятия «нацистская атрибутика и символика» и «атрибутика, и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» носят оценочный характер. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики и символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики и символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается судом, как правило, на основании заключения эксперта. За административное правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ привлечь могут: физическое вменяемое лицо, достигшие на момент совершения административного правонарушения 16-ти летнего возраста. По ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ подлежат привлечению к административной ответственности физические и юридические лица и должностные лица. Административные правонарушения, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 20.3 КоАП РФ, совершаются умышленно и выражаются в форме действия. В соответствии с частью 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.3 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи. Согласно п. 1 части 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции). Ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, Ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Таким образом, статья 20.3 КоАП РФ является нормой, охраняющей национальную память российского народа от чуждых и опасных проявлений нацизма и фашизма. Её применение органами внутренних дел должно способствовать профилактике проявлений экстремизма в Российской Федерации.
Статья 20.29 введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях реализации федерального закона от 15 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации. Состав указанного правонарушения пограничен с уголовно наказуемым деянием. Вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, или административным правонарушением (статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должен разрешаться согласно разъяснениям пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 года № 11 в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ. Объектом противоправных действий, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ – являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 20.29 устанавливает ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, однако не раскрывает, что означает понятие «массовое распространение». Это и является ключевой проблемой при документировании данного состава правонарушения. В толковых словарях русского языка и энциклопедиях разрываются различные понятия «массы» («массовости»). Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: «масса» - неопределённо большое количество кого-либо, множество чего-либо. Толковый словарь Ушакова: «масса» - (латин. massa) множество, большое количество. Таким образом, массовое распространение экстремистских материалов – это деятельность, направленная на ознакомление с экстремистскими материалами большого количества, неопределенного круга лиц, в том числе через средства массовой информации или сеть Интернет. Данный вывод подтверждается судебной практикой.
Ст. 20.29 КоАП РФ выражается в деятельности по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения. В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию. За административное правонарушения, по данной статье могут быть привлечены: граждане, должностные и юридические лица. Административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.29 КоАП РФ совершаются с прямым умыслом. Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурорами. Протоколы об административных правонарушениях по данной статье в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ на основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ рассматриваются судьями. Ст. 20.29 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства. Помимо вышеперечисленных нормативных правовых актов, такие нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), Федеральных законах «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Закон об ОРД), «О полиции», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О связи», «О средствах массовой информации», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях», и некоторых др. | |
|
Всего комментариев: 0 | |