Четверг, 28.03.2024, 22:53
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2330
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2020 » Январь » 31 » Сократить социальное сиротство!
12:57
Сократить социальное сиротство!

Социальное сиротство, при котором дети становятся сиротами при живых родителях, лишенных или ограниченных в родительских правах, является одним из симптомов социального неблагополучия общества. Оно обусловлено воздействием комплекса негативных факторов: экономических, медицинских, социальных, экологических, семейных и личностных. Общее число детей, оставшихся без попечения родителей, - в 2007 г. — 748 тысяч, что составляет 2,8% от детского населения страны. При этом количество круглых сирот всего лишь 20% от общей численности всех детей, оставшихся без попечения родителей. Среди причин социального сиротства на первом месте стоит алкоголизация и наркотизация родителей, нахождение в местах лишения свободы.

На протяжении XX века в России основным видом помощи детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, было направление их на воспитание в различные виды учреждений в зависимости от возраста и состояния здоровья. При этом не учитывались ни родственные связи, ни потребности ребенка, а детские дома и школы - интернаты были самыми большими в Европе по численности детского контингента, и в них активно развивались коллективные формы воспитания. Судьбы выпускников практически не отслеживались, и поэтому не было оценки эффективности системы жизнеустройства и воспитания.

С начала 90-х годов прошлого века стали меняться ориентиры в социальной политике во многих странах: исследования 70-80-х годов показывали, что воспитание в учреждениях приводит к нарушениям в развитии детей, и средством их минимизации является передача воспитанников на воспитание в семьи. В ряде стран (США, Германия, Англия и др.) началась активная политика деинституализации детей - сирот, что означает вывод детей — сирот из учреждений на альтернативные семейные формы воспитания. В этих странах, как и в других странах Западной Европы, в процессе деинституализации была изменена вся социальная защита детства, созданы стандарты услуг для детей, их биологических и замещающих семей, сформировано общественное мнение, ориентированное исключительно на семейное воспитание любого ребенка, независимо от его проблем и статуса биологической семьи.

Во всех странах сегодня замещающая забота развивается в трех основных формах: фостерная семья и опекунство (последнее обычно предоставляют родственникам), воспитание в учреждениях, усыновление.

Помещение ребенка в учреждение является крайней мерой и связано, в основном, с грубыми нарушениями поведения, которые не позволяют ему адаптироваться в семье.

В России традиционно развивался институт "опеки, прежде всего родственной, и усыновление, сопровождаемое законодательно закрепленной тайной усыновления, что делало невозможным обращение за помощью к специалистам; появляются детские дома семейного типа.

С принятием Семейного Кодекса Российской Федерации в 1996 году, где впервые было зафиксировано право ребенка, жить и воспитываться в семье, в нашей стране стали развиваться альтернативные формы жизнеустройства:, приемная семья, патронатное воспитание (на основе региональных законов), появилась семейная воспитательная группа. В последних двух формах на воспитание в семью временно передаются воспитанники учреждений, что позволяло готовить их к семейной жизни.

Однако численность передаваемых детей была крайне мала (менее 1%) в общей численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а число детей, родители которых лишались родительских прав; неуклонно росло с каждым годом. Сложилась устойчивая тенденция: 30% от всех выявляемых в течение года детей - сирот направляли в учреждения, что способствовало росту воспитанников в них. Однако накапливался и опыт воспитания детей — сирот в замещающих семьях, оказания психолого — педагогической и социальной помощи детям и их семьям.

Кардинальные изменения в государственной социальной политике в области профилактики социального сиротства начались в 2006 году, когда в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации поручил Правительству «совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях». Такое сокращение должно происходить за счет альтернативных форм семейного устройства воспитанников и сокращения числа детей, поступающих в учреждения.

Поворот государства в сторону политики семейного воспитания детей - сирот подтверждается включением ее в число приоритетных направлений в Программу по улучшению демографической ситуации в стране, в новую государственную программу «Дети России» на 2006-2010 г. Правительство выделяет денежные средства из федерального бюджета на поддержку замещающим семьям (более 6,8 млрд. рублей в 2007 г.).

Принятие федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 года позволило регионам разрабатывать свою стратегию защиты прав детей - сирот, что привело к разнообразию форм работы по профилактике социального сиротства и жизнеустройству лишенных родительского попечения.

В 2008 году стали видны первые результаты такой политики: впервые на 4% уменьшилось число детей, выявленных в течение года, и на 12% - устраиваемых в учреждения; за 2007 г. число детей, переданных на воспитание в приемные семьи, выросло в 2,5 раза по сравнению с 2006 г., стали закрываться детские учреждения.

Существенный рост семейного жизнеустройства сопровождается и увеличением случаев возврата детей — сирот обратно в учреждения из-за сложностей в период адаптации в семье, низкого уровня педагогической и психологической культуры замещающих родителей. В связи с этим главным условием дальнейшего поступательного движения является развитие служб сопровождения замещающих семей, в функционал которых входит поиск и отбор кандидатов, их обучение и последующее психолого-педагогическое, социально-правовое сопровождение новой семьи. Первые две функции с 1 сентября 2008 года законодательно закреплены в новом федеральном законе об опеке и попечительстве.

Подготовлено по материалам доктора педагогических наук Палиевой Н.А.

https://www.dissercat.com/content/vospitanie-i-lichnostnoe-razvitie-detei-sirot-v-usloviyakh-alternativnykh-form-zhizneustrois

Просмотров: 383 | Добавил: Chyvak | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar